05.06.2015

«Закон о забвении»: зачем он нужен и что будет, если его примут?

Baryshnikov_A

Автор: Александр Барышников

Должность: Руководитель направления отдела консалтинга компании «Информзащита»

29 мая 2015 г. Депутаты Государственной Думы А.В.Казаков, В.Е.Деньгин, О.М.Казакова, Л.И.Калашников внесли на рассмотрение законопроект о внесении изменений в Федеральный закон №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в Гражданский кодекс Российской Федерации и в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, который во многих СМИ уже назвали как «закон, реализующий право на забвение».

С текстом законопроекта можно ознакомиться в автоматизированной системе обеспечения законодательной деятельности: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=804132-6&02.

В законопроекте предлагается реализовать возможность удаления из поисковых систем ссылок на результаты запросов, которые порочат честь, достоинство или деловую репутацию гражданина при его обращении к владельцу поисковой системы.

Зачем нужен законопроект?

В соответствии с статьей 152 Гражданского кодекса Российской Федерации у гражданина и без этого законопроекта есть возможность защитить свою честь, достоинство и деловую репутацию путем обращения в суд. В случае положительного решения суда ответчик должен будет опровергнуть представленную информацию, причем должен это сделать тем же или аналогичным способом, которым были распространены сведения о гражданине: в СМИ, в документе организации, в экземплярах материальных носителей, а также в сети Интернет.

Из всех представленных способов нас больше всего сейчас интересует способ распространения сведений в сети Интернет, так как поисковики, рассматриваемые в законопроекте, работают именно с этим контентом. То есть, если мы снова вспомним ст.152 Гражданского кодекса РФ, по решению суда сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, должны быть опровергнуты, а значит и поисковые системы на запросы будут предоставлять уже корректные сведения.

Правильным подходом, на мой взгляд, является обращение в суд и дальнейшее опровержение информации. А в представленном законопроекте предлагается, чтобы первичной инстанцией стали поисковые системы, к которым будут обращаться граждане с просьбой прекратить поиск ненадлежащего контента. Но в таком случае маловероятно, что гражданин обратится в суд с иском к источнику недостоверной информации, и сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию останутся в сети Интернет, и могут быть заново проиндексированы роботами поисковых машин, но уже с другим набором запросов. И снова гражданин обратится к поисковику, а может и подать в суд на владельца поисковой системы за якобы ненадлежащее выполнение требования гражданина и нарушение законодательства РФ.

В случае принятия законопроекта, описанные выше примеры реализации приведут всех владельцев поисковых систем, подчиняющихся законодательству РФ, к значительным затратам.

Во-первых, теперь поисковая система после ввода запроса должна будет сначала обратиться в реестр исключения, сформированный из заявлений граждан, после чего сформировать ответ на запрос.

Во-вторых, увеличится работа юридических и делопроизводственных отделов, так как надо будет оперативно рассматривать запросы граждан и отвечать на них в установленный трехдневный срок. Причем отвечать нужно письмами, фиксирующими дату отправления письма.

В-третьих, увеличится работа юридических отделов в случаях обращений граждан в суд, если они посчитают ненадлежащим выполнение владельцем поисковой системы законного требования гражданина.

В-четвертых, во исполнение законодательства РФ о персональных данных, владелец поисковой системы, являющийся оператором ПДн, должен расширить существующий внутренний порядок обработки ПДн, обеспечить безопасность ПДн, полученных в письменных заявлениях граждан при их обращении, а также обрабатываемых в новой информационной системе (реестр исключений) персональных данных.

При этом стоит не забывать, что в сети Интернет существуют не только отечественные поисковые системы, но и иностранные, которые не обязаны выполнять требования законодательства РФ, в поисковиках которых и будут находиться сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина. Что делать с этими поисковыми системами? Неужели по результатам принятия этого законопроекта иностранные поисковые системы будут заблокированы в российском сегменте сети Интернет?

Подводя итог, хочется отметить, что рассмотренный законопроект требует значительной доработки и обсуждения с владельцами поисковых систем, с экспертами в области информационной безопасности и со специалистами по гражданскому праву.